• Приглашаем посетить наш сайт
    Экранизации (video.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1855"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Чернышевский Н. Г.: Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского
    Входимость: 8. Размер: 46кб.
    2. Сочинения Н. В. Гоголя, найденные после его смерти
    Входимость: 7. Размер: 76кб.
    3. Аннинский Л. А.: Сломленный. 2. Икс, игрек и зет "крестьянского быта"
    Входимость: 6. Размер: 61кб.
    4. Тысяча душ. Комментарии
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    5. Аннинский Л. А.: Сломленный. 3. "Тысяча душ" умного человека
    Входимость: 3. Размер: 86кб.
    6. Ипохондрик. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    7. Масоны. Часть вторая. Глава V
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    8. Люди сороковых годов. Часть пятая. Глава XII. Генерал Эйсмонд
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    9. Боярщина. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    10. Горнфельд А.: А. Ф. Писемский
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    11. Анненков П. В.: Художник и простой человек (Из воспоминаний об А. Ф. Писемском). Примечания
    Входимость: 2. Размер: 21кб.
    12. Григорьев А. А.: Реализм и идеализм в нашей литературе
    Входимость: 2. Размер: 53кб.
    13. Плотничья артель
    Входимость: 2. Размер: 119кб.
    14. Взбаламученное море. Часть четвертая. Глава 2. Что-то веет другое
    Входимость: 2. Размер: 5кб.
    15. Скабичевский А. М.: Алексей Писемский. Его жизнь и литературная деятельность. Глава IV
    Входимость: 2. Размер: 45кб.
    16. Виновата ли она? Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 6кб.
    17. Плеханов С. Н.: Писемский. Глава VII. Время разбрасывать камни
    Входимость: 2. Размер: 60кб.
    18. Плеханов С. Н.: Писемский. Глава VI. Литературная экспедиция
    Входимость: 2. Размер: 87кб.
    19. Кони А. Ф.: А. Ф. Писемский (воспоминания)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    20. В водовороте. Часть первая. Глава I
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    21. Еремин М. П.: Выдающийся реалист. Глава 4
    Входимость: 1. Размер: 31кб.
    22. Аннинский Л. А.: Сломленный.
    Входимость: 1. Размер: 87кб.
    23. Плеханов С. Н.: Писемский. Основные даты жизни и творчества А. Ф. Писемского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    24. Анненков П. В.: Художник и простой человек (Из воспоминаний об А. Ф. Писемском).
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    25. Письма Писемского. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 13кб.
    26. Писарев Д. И.: Писемский, Тургенев и Гончаров (статья 2)
    Входимость: 1. Размер: 114кб.
    27. Скабичевский А. М.: Алексей Писемский. Его жизнь и литературная деятельность. Глава III
    Входимость: 1. Размер: 36кб.
    28. Люди сороковых годов. Часть пятая. Глава I. Радостные известия
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    29. Видуэцкая И. П.: Писемский А. Ф. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    30. Плеханов С. Н.: Писемский. Краткая библиография
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    31. Биография Алексея Феофилактовича Писемского (Автобиография)
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    32. Старая барыня
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    33. Шулятиков В. М. Памяти Писемского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Чернышевский Н. Г.: Очерки из крестьянского быта А. Ф. Писемского
    Входимость: 8. Размер: 46кб.
    Часть текста: хорошее произведение можно только тогда, когда пишешь о предмете, хорошо известном. При отсутствии же знакомства с делом не спасет ни талант, ни ум: произведение будет иметь разве реторическую красоту, но не будет иметь ни поэтического достоинства, если вы поэт или беллетрист, ни ученой цены, если вы хотели написать что-нибудь в ученом роде. За примерами ходить недалеко. Например, г. Писемский пишет прекрасные рассказы из простонародного русского быта -- это потому, что он хорошо знает простонародный русский быт. А если бы тот же г. Писемский вздумал написать повесть из быта готтентотов или бразильцев, повесть, при всем его таланте, была бы дурна, потому что быт готтентотов или бразильцев известен ему только по чужим слухам, которые не могут заменить собственного знания. Впрочем, как человек очень умный, г. Писемский никогда и не вздумает писать рассказы из бразильской жизни, в этом, конечно, можно быть уверену. Когда видишь какой-нибудь прекрасный пример, невольно думаешь: почему не все подражают ему? Почему, например, все не пишут только о том, что знают? Особенно навязчиво приходит на ум такой вопрос, когда видишь,...
    2. Сочинения Н. В. Гоголя, найденные после его смерти
    Входимость: 7. Размер: 76кб.
    Часть текста: период исключительно пушкинский, не по временному успеху поэта и его последователей{523}, но по той силе, которую сохранило это направление до наших дней, и, когда уже все современное ему в литературе забывается и сглаживается, оно одно мужает и крепнет с каждым днем более и более. Но в массе публики того времени это было несколько иначе; отдавая должное уважение поэту, она увлекалась и многим другим: в ней не остыла еще симпатия, возбужденная историческими романами Загоскина и Лажечникова{523}, авторитеты - Жуковский и Крылов - еще жили и писали{523}. Кроме того, Марлинский все еще продолжал раздражать воображение читателей напыщенными великосветскими повестями и кавказскими романами{524}, в которых герои отличались сангвиническим темпераментом и в то же время решительным отсутствием истинной страсти. Полевой компилировал драмы из Шекспира, из повестей, из анекдотов и для произведения театрального эффекта прибегал к колокольному звону{524}. Кукольник создавал псевдоисторическую русскую драму и производил неподдельный восторг, выводя на сцену в мужественной фигуре Каратыгина Ляпунова{524}, из-за чего-то горячащегося и что-то такое говорящего звучными стихами. Барон Брамбеус, к общему удовольствию, зубоскалил в одном и том же тоне над наукой, литературой и над лубочными московскими романами{524}. Бенедиктов и Тимофеев звучали на своих...
    3. Аннинский Л. А.: Сломленный. 2. Икс, игрек и зет "крестьянского быта"
    Входимость: 6. Размер: 61кб.
    Часть текста: части погодинского архива, пролежавшей более полувека в фондах Румянцевского музея и Библиотеки имени Ленина, неожиданно обнаружилась записка, которая позволяет нам начать эту главу с детали если не детективной, то, во всяком случае, живописной. "Милостивый Государь, Михаил Петровичь! В первое мое свидание с Вами я забыл у Вас портфель мой, в которой я привез свое творение, портфель это мне очень нужно, потому что на ней навязаны все мои ключи и потому покорнейше прошу доставить ее с сим посланным; я сегодня вечером думаю выехать. Покорный ко услугам А. Писемский. ." Записка относится к середине февраля 1851 года, когда автор ее явился в Москву и предстал очам М. П. Погодина, опекаемый "милейшими друзьями" из "молодой" редакции "Москвитянина". Само существование записки свидетельствует о том, что гость встречен по-московски широко и хлебосольно, благодаря чему и забыл в "погодинской избе" портфель, так что за ним наутро надо посылать нарочного. И то самоочевидно, что Писемскому для душевного и литературного контакта с москвитянами не...
    4. Тысяча душ. Комментарии
    Входимость: 4. Размер: 16кб.
    Часть текста: над романом. В письме к издателям "Современника" И. И. Панаеву и Н. А. Некрасову он сообщил: "Роман, о котором я с Вами, Иван Иваныч, говорил, я начал и написал две главы, - он будет в 3-х частях - листов на 35 печатных" [А. Ф. Писемский. Письма, М. -Л., 1936, стр. 61]. Выйдя в отставку и получив возможность все свое время отдавать творчеству, Писемский, вероятно, рассчитывал закончить "Тысячу душ" в течение года. 12 марта 1854 года он писал Н. А. Некрасову: "... три месяца скоро, как я оставил службу и живу в деревне, где, конечно, пишу и пишу много: написал 1-ю часть очень длинного романа..." [А. Ф. Писемский. Письма, М. -Л., 1936, стр. 64]. Есть основание предполагать, что в первой книжке "Современника" за 1855 год должно было начаться его печатание, но Некрасов не решился на это, так как роман еще не был закончен. "... На авось начать печатать страшно, - писал он И. С. Тургеневу, - надо бы весь посмотреть" [Н. А. Некрасов. Полн. собр. соч. и писем, т. X, М., 1952, стр. 211]. Очевидно, эти сомнения Некрасова были одной из причин того, что летом 1854 года Писемский решил печатать новый роман уже в "Отечественных записках". "... По осени надеюсь к вам привезти длиннейший роман для печатания в "Отечественных записках", писал он 17 июня 1854 года издателю этого журнала А. Краевскому; - одно, что меня только пугает или просто ужасает, - ваш цензор" [А. Ф. Писемский. Письма, М. -Л., 1936, стр. 76]. Но свое обещание Писемский не сумел выполнить. Живя в Раменье, он с каждым днем все острее сознавал, как не хватает ему свежих жизненных впечатлений, не хватает общения с литературной средой: "Пишу много, но ни прочитать, ни посоветоваться не с кем, это много отнимает энергии. Служенье музам не терпит суеты, но зато и продолжительное уединение не совсем благотворно этим...
    5. Аннинский Л. А.: Сломленный. 3. "Тысяча душ" умного человека
    Входимость: 3. Размер: 86кб.
    Часть текста: Писемского. У нас есть основания вдуматься именно в первоначальное название. "Тысяча душ" - название окончательное - образ совершенно ясный и вполне однозначный: это символ того могущества, без которого человек барахтается и тонет в трясине... Кто тонет? Умный человек... Тут мы уже и подходим к первой неясности. Что приходится делать человеку, чтобы не потонуть, - это для Писемского вопрос решенный: приходится добывать "тысячу душ": положение, связи, место, влияние. А вот кто добывает? Кто этот "умный человек" в нравственном отношении? Честный человек или подлец? Низкий карьерист или высокий романтик, прибегающий к грубым средствам временно, ради идеальных целей? Этот вопрос смутен; у Писемского нет на него ответа; пять лет вынашивается, пишется и отрабатывается роман, он движется медленно, неуверенно, толчками, и каждый такой толчок после затянувшейся паузы придает роману несколько иное направление. Меняется общая окраска действия, меняется внутренняя точка отсчета, меняется авторское отношение к главному герою, и мы, оглядываясь на уже прочитанные части, все время ловим себя на мысли: да тот ли это Калинович, который звонким, светлым лучиком ворвался в сытое и затхлое "энское" уездное захолустье? Он ли делает теперь такие подлости и пакости? Или это мы ошиблись, возложив на него поначалу свои надежды? Поэтому надо бы поточнее определить первоначальный замысел Писемского....
    6. Ипохондрик. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 4кб.
    Часть текста: вы писали, чтобы я старался приноровиться к литературным замечаниям, но их почти не было. "Современник", например, сказал, что в комедии нет общей завязки, от которой бы все вытекало; может быть, это и справедливо, но изменить невозможно. "Библиотека для чтения" наговорила вздор какой-то; "Отечественные записки" отозвались желчно и только. Какими же советами прикажете пользоваться. Одно, что мне кажется самому, она длинна немного и поэтому я хочу ее сократить" (Письма, с. 51). Последний этап авторской работы над текстом -- редакция, закрепленная в издании "Комедии, драмы и трагедии А. Писемского", части I и II, М., 1874. В 1855 году после долгих хлопот было получено цензурное разрешение на постановку "Ипохондрика", и пьеса была впервые сыграна в Петербурге 21 сентября 1855 года и прошла шесть раз. Рецензент "Библиотеки для чтения" писал: "С удовольствием обращаемся к прекрасной комедии г. Писемского", "... характеры действующих лиц взяты с натуры и очерчены автором превосходно; язык каждого лица верен характеру, в пьесе очень много сцен истинно комических -- вот неотъемлемые достоинства пьесы Писемского, комедии очень умной". Однако, по мнению критика, герой -- лицо "до крайности скучное" и...
    7. Масоны. Часть вторая. Глава V
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: Дамы обыкновенно шли по оному или под руку с мужчинами, или в сопровождении ливрейных лакеев, причем, как выразился один тогдашний, вероятно, озлобленный несколько поэт, шли: "гордясь обновой выписной, гордяся роскошью постыдной и красотою незавидной". Мужчины весьма разнообразных возрастов почти все были в круглых пуховых шляпах, под коими они хранили свои завитые у парикмахеров алякоки, и самые франтоватые из них были облечены в длинные и по большей части из белого сукна сюртуки с выпущенными из задних карманов кончиками красных фуляровых носовых платков; тросточки у всех были тоненькие, из жимолости, более пригодные для того, чтобы отдуть своего ближнего, чем иметь в сих посохах опору для себя. Точно в таком же наряде в одно между двух- и пятичасовое утро шел по Невскому и Крапчик. Любя подражать в одежде новейшим модам, Петр Григорьич, приехав в Петербург, после долгого небывания в нем, счел первою для себя обязанностью заказать наимоднейший костюм у лучшего портного, который и одел его буква в букву по рецепту "Сына отечества" [29] , издававшегося тогда Булгариным и Гречем, и в костюме этом Крапчик - не хочу того скрывать вышел ужасен: его корявое и черномазое лицо от белого верхнего сюртука стало казаться еще чернее и корявее; надетые на огромные и волосатые руки Крапчика палевого цвета перчатки не покрывали всей кисти, а держимая им хлыстик-тросточка казалась просто чем-то...
    8. Люди сороковых годов. Часть пятая. Глава XII. Генерал Эйсмонд
    Входимость: 2. Размер: 19кб.
    Часть текста: из севастопольских героев возвратился в Петербург. Общество приняло его с энтузиазмом: ему давали обеды, говорили спичи; назначен он был на покойное и почетное место, получил большую аренду. Все это сильно утешало генерала. Он нанял, как сам выражался, со своей Машурочкою, отличную квартиру на Английской набережной и установил у себя jours fixes [приемные дни для гостей (франц.).]. Вечер, на который они приглашали Вихрова, был именно их установленным вечером. Когда тот приехал к ним, то застал у них несколько военных в мундирах и несколько штатских в черных фраках и в безукоризненном белье. Все они стояли кучками и, с явным уважением к дому, потихоньку разговаривали между собой. В гостиной Вихров, наконец, увидел небольшую, но довольно толстенькую фигуру самого генерала, который сидел на покойных, мягких креслах, в расстегнутом вицмундире, без всяких орденов, с одним только на шее Георгием за храбрость. Рукав на правой руке у него был разрезан и связан ленточками. Узнав Вихрова, Эйсмонд радостно воскликнул: - А, мой милейший родственничек, здравствуйте! Мари только последнее время довольно ясно объяснила ему, что Вихров им родственник, и даже очень близкий, - по Есперу Иванычу. - Супруга моя целый месяц у вас прогостила! - продолжал генерал. - Д-да! - протянул Вихров. Мари прогостила у него два с половиною месяца; но генералу, видно, было сказано, что только месяц. Вслед за тем вбежал Женичка и бросился обнимать Вихрова. - Здоров ли, дядя, Симонов? - спросил он прежде всего. - Здоров, - отвечал ему тот. Мари, тоже вышедшая в это время из задних комнат, увидав Вихрова, вскрикнула даже немного, как бы вовсе не ожидая его встретить. - Ах, Поль! Это ты! Здравствуй! - говорила она и, видимо, старалась, по своей прежней манере, относиться к нему, как к очень еще молодому...
    9. Боярщина. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 17кб.
    Часть текста: в издании Стелловского - уже иная дата: "1845 года. Сентября 30. Москва", - а в письме к переводчику В. Дерели - третья: "первая повесть, мною написанная еще в 1846 году, была "Боярщина" 1 . В своей автобиографии Писемский также указывает на 1846 год как на год окончания "Боярщины". Этот разнобой в датировке не является результатом ошибок памяти. Скорее всего в нем отразилось отношение Писемского к различным стадиям работы над романом. Его первый вариант был написан, вероятно, еще в 1844 году. Подтверждение этому можно видеть в том, что герой романа "Люди сороковых годов" Павел Вихров, образ которого, по свидетельству самого Писемского, во многом является автобиографичным, еще на студенческой скамье сочинил резко обличительную повесть, горячо одобренную его товарищами. Летом и осенью 1845 года Писемский был в Москве. Очевидно, работа над повестью за истекший год не останавливалась. И то, что Писемский прочел своим московским друзьям, теперь, по-видимому, отличалось от слышанного ими год назад. Отсюда датировка повести 1845 годом. Во ...
    10. Горнфельд А.: А. Ф. Писемский
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: при всей недостаточности воспитания, прекрасно говорившая и весьма любившая общительность"; в ней было "много душевной красоты, которая с годами все больше и больше выступает". Двоюродными братьями ее были известный масон Ю. Н. Бартенев (полковник Марфин в "Масонах") и В. Н. Бартенев, образованный флотский офицер, оказавший важное влияние на П. и изображенный в "Людях сороковых годов" в лице симпатичного Эспера Ивановича. Детство П. прошло в Ветлуге, где отец его был городничим. Ребенок, унаследовавший от матери ее нервозность, рос свободно и независимо. "Учиться меня особенно не нудили, да я и сам не очень любил учиться; но зато читать и читать, особенно романы, я любил до страсти: до четырнадцатилетнего возраста я уже прочел — в переводе, разумеется — большую часть романов Вальтер Скотта, "Дон-Кихота", "Фоблаза", "Жиль-Блаза", "Хромого беса", "Серапионовых братьев" Гофмана, персидский роман "Хаджи-Баба"; детских же книг я всегда терпеть не мог и, сколько припоминаю теперь, всегда их находил очень глупыми". Об образовании его заботились мало: "Наставники у меня были очень плохи, и все русские". Языкам — кроме латинского — его не учили; языки ему вообще не давались, и он не раз впоследствии страдал от этого "подлейшего неведения языков", объясняя свою неспособность к их изучению перевесом способностей к наукам философским, абстрактным. Четырнадцати лет он поступил в костромскую гимназию, где начал писать и пристрастился к театру, а в 1840 г. перешел в Московский университет, "будучи большим...