• Приглашаем посетить наш сайт
    Булгаков (bulgakov.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1871"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. В водовороте. Комментарии
    Входимость: 7. Размер: 14кб.
    2. Мещане. Комментарии
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    3. Скабичевский А. М.: Алексей Писемский. Его жизнь и литературная деятельность. Глава VI
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    4. Плеханов С. Н.: Писемский. Глава VIII. Взбаламученное море
    Входимость: 2. Размер: 148кб.
    5. Плеханов С. Н.: Писемский. Основные даты жизни и творчества А. Ф. Писемского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    6. Тюфяк. Глава XVIII. Соседка
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    7. В водовороте. Часть вторая. Глава V
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    8. Еремин М. П.: Выдающийся реалист. Глава 6
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    9. Люди сороковых годов. Часть вторая. Глава XIV. Благородные, но неисполнимые стремления
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    10. Люди сороковых годов. Часть четвертая. Глава V. Новая публика слушателей
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    11. Люди сороковых годов. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    12. Горнфельд А.: А. Ф. Писемский
    Входимость: 1. Размер: 26кб.
    13. Плотничья артель
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    14. Видуэцкая И. П.: Писемский А. Ф. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    15. Берков П. : Писемский А. Ф.
    Входимость: 1. Размер: 10кб.
    16. Шулятиков В. М. Памяти Писемского
    Входимость: 1. Размер: 12кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. В водовороте. Комментарии
    Входимость: 7. Размер: 14кб.
    Часть текста: Роман впервые напечатан в "Беседе", 1871 г., NoNo 1-6. Написан в 1870-1871 годах. Точные даты начала и завершения работы над романом неизвестны. Из рукописных материалов, связанных с созданием романа, сохранился лишь небольшой набросок плана середины второй части, относящийся, по-видимому, к осени 1870 года [А. Ф. Писемский. Письма, М. -Л., 1936, стр. 690]. Неблагоприятные условия, в которых создавался предыдущий роман писателя, "Люди сороковых годов" (см. примечания к IV тому), побудили Писемского в следующей своей работе поставить перед собой более актуальные и острые вопросы. Можно с уверенностью говорить о том, что в романе "В водовороте" идейные взгляды писателя нашли свое наиболее полное отражение. Роман "В водовороте" появился на страницах "Беседы", журнала, идейная позиция которого была весьма неопределенна. Выходил он на средства славянофила А. И. Кошелева (1806-1883), ранее издававшего ненавистную Писемскому "Русскую беседу", редактировался же однокашником Писемского по Московскому университету С. А. Юрьевым (1821-1888), человеком крайне путаного и отнюдь не передового мировоззрения. Портрет этого человека, правда, несколько окарикатуренный, дан был Писемским позднее в романе "Мещане" в образе журналиста Долгова. Роман "В водовороте" не может быть вполне понят и правильно оценен в отрыве от предшествовавших ему произведений русской литературы шестидесятых годов. После падения крепостного права перед русской литературой с исторической необходимостью встала задача формирования нового мировоззрения, свободного от пут феодальных понятий. Русская публицистика после смерти Н. А. Добролюбова (1836-1861) и ареста (7 июля 1862 г.) Н. Г. Чернышевского (1828-1889)...
    2. Мещане. Комментарии
    Входимость: 3. Размер: 24кб.
    Часть текста: первой части. В письме к Ф. Бергу от 6 января 1877 года писатель указывал, что первая часть "Мещан" написана "года три тому назад" 1 . А. Г. Достоевская в своих "Воспоминаниях" отмечает, что у В. Кашпирева, издателя журнала "Заря", "в 1873 году состоялся в присутствии многих литераторов интересный вечер, на котором известный писатель А. Ф. Писемский читал свой не напечатанный еще роман "Мещане" 2 . Но вскоре "Мещане" были надолго оставлены (В. Авсеенко в статье "Памяти А. Ф. Писемского" - "Московские ведомости" от 26 февраля 1881 года - писал: "Роман "Мещане", задуманный давно, завалялся на первых главах"). Писатель возвращается к своему произведению лишь в начале 1875 года. 11 марта этого года он сообщает сыну Павлу, что им дописана первая часть романа 3 . 4 марта 1875 года Писемский читает отрывки из романа своим московским друзьям, а в апреле - мае 1875 года в Париже - И. С. Тургеневу. Затем следует опять длительный перерыв в работе. В письме к Н. Зуеву от 31 октября 1876 года писатель сообщал: "Начат большой роман, написана 1-я часть его, но на том дело и встало" 4 . Договорившись в феврале 1877 года с редакторами "Пчелы" М. Микешиным и А. Праховым о печатании "Мещан" в этом журнале, писатель приступает ко второй части, которую кончает в начале мая. 1 мая начинается печатание романа в "Пчеле". Параллельно с чтением корректур первой и второй частей писатель работает над третьей частью. Дата окончания романа в целом устанавливается пометкой А. Ф. Писемского в черновой тетради: "Роман "Мещане" мною кончен 24 октября 1877 г." 5 . И по времени написания и по своей идейно-тематической направленности "Мещане" тесно примыкают к антикапиталистическим пьесам А. Ф. Писемского 70-х годов: "Ваал" ("Русский вестник", 1873, No 4), "Просвещенное...
    3. Скабичевский А. М.: Алексей Писемский. Его жизнь и литературная деятельность. Глава VI
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: в советники губернского правления. Вообще в материальном отношении в этот период жизни Писемский был так обеспечен, как никогда прежде, и достиг, по-видимому, того, чего добивался всю жизнь. Литературный труд его теперь оплачивался очень дорого, по 250 рублей за лист, вследствие чего за свои романы он получал довольно крупные куши, тысяч в двенадцать, в десять. За комедию “Финансовый гений” “Газета Гатцука” заплатила ему тысячу рублей. При таких условиях, будучи природным скопидомом, Писемский настолько со временем округлил свое состояние, что смог оставить редакторские обязанности в “Русском вестнике”, а в 1873 году и службу. В конце шестидесятых годов в Москве, в Борисоглебском переулке на Поварской, Писемский купил небольшой клочок земли, под собственным наблюдением обстроил его чистыми наемными помещениями и, замечательно использовав пространство своих владений, построил для себя на дворе особый флигель с садиком, отделав его для спокойной трудовой жизни очень тщательно. Казалось, ничто не препятствовало Писемскому спокойно, мирно и счастливо доживать в своей семье последние годы своего существования. Тем не менее, этот последний период был самым мрачным во всей его жизни, и под личиной внешнего благосостояния таилось много горя и душевных страданий. Начать с того, что в литературной деятельности Писемского после “Взбаламученного...
    4. Плеханов С. Н.: Писемский. Глава VIII. Взбаламученное море
    Входимость: 2. Размер: 148кб.
    Часть текста: С. Н.: Писемский. Глава VIII. Взбаламученное море ВЗБАЛАМУЧЕННОЕ МОРЕ В конце 1860 года страдавший от чахотки Дружинин оставил редакторство "Библиотеки для чтения", и Алексей Феофилактович сделался единоличным руководителем журнала. Первым программным выступлением его стало объявление об издании "Библиотеки", и уже в этих скупых строках отразились личные пристрастия "земного", реально мыслящего Писемского. Об изящном, о поэте и толпе - понятиях, излюбленных прежним редактором, здесь не поминалось. Оставаясь верным идее объективности искусства (именно в таком смысле понимал его "чистоту" Дружинин), автор проспекта на 1861 год писал, что "во внутреннем характере... журнала должно произойти существенное изменение". Писемскому хотелось, чтобы "Библиотека" более активно участвовала в обсуждении общественных вопросов, в журнальной полемике. Но позиция, заявленная достаточно общо, не обещала резко выраженного направления, редактор явно надеялся держаться золотой середины. Центральная часть объявления выглядела так: "По своему способу смотреть на вещи редакция "Библиотеки для чтения" столько же далека от того, чтобы проникнуться духом порицания и крайней неудовлетворенности, сколько и от того, чтобы приходить в восторг от характера того совершающегося на наших глазах движения, в которое вовлечены все действующие силы нашей страны. Наряду с многими другими размышляющими людьми, мы имеем наклонность думать, что, за исключением отъявленных врагов рода человеческого, действиями всех остальных человеческих существ скорее управляет желание добра и правды, чем какие-нибудь другие побуждения; только различные умы, вследствие подчинения их разнообразным влияниям, утрачивают свое природное...
    5. Плеханов С. Н.: Писемский. Основные даты жизни и творчества А. Ф. Писемского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    Часть текста: уезда Костромской губернии в семье отставного подполковника Феофилакта Гавриловича Писемского родился сын Алексей. 1821-1830 - Жизнь в г. Ветлуге, где отец Алексея Феофилактовича служил городничим. 1830-1834 - Жизнь в Раменье после отставки отца. 1834, сентябрь - Поступление во второй класс Костромской губернской гимназии. 1840, август - По окончании гимназии Алексей Феофилактович зачислен на математическое отделение философского факультета Московского университета. 1843 - Смерть отца. 1844 - Окончание университета и отъезд на родину. Лето - Работа над первым романом "Виновата ли она?". 1845, январь - Поступление канцелярским чиновником в Костромскую губернскую палату государственных имуществ. Октябрь - Переход в Московскую губернскую палату государственных имуществ. 1847, февраль - Выход в отставку и переезд на жительство в Раменье. 1848 - Работа над повестью "Тюфяк". Июнь - Первая публикация - рассказ "Нина" в петербургском журнале "Сын Отечества". 6 октября - Определен младшим чиновником особых поручений при Костромском губернаторе. 11 октября - Женитьба на Екатерине Павловне Свиньиной, дочери известного писателя и дипломата. 1850, июль - Определен асессором...
    6. Тюфяк. Глава XVIII. Соседка
    Входимость: 1. Размер: 11кб.
    Часть текста: влюбившись в Бахтиарова, ушла к нему ночью; муж, узнав об этом, пришел было за ней, но его выгнали, и он был столько глуп, что не в состоянии был ничего предпринять; что на другой день поутру Юлия возвратилась к мужу, потому что Бахтиаров, которому она, видно, наскучила, прогнал ее, и что теперь между ними все уже кончено. Более же подозрительные умы говорили, что интрига не кончена, что это только один отвод, что Бахтиаров скоро приедет к ним в деревню. Как бы то ни было, над Павлом все смеялись, а Юлию обвиняли в безнравственности. Дамы, особенно позначительнее, говорили вслух, что они даже не заплатят визита, если новая соседка вздумает приехать к ним. Но Бешметева ни с кем не знакомилась. "И прекрасно делает, - говорили те же дамы, - по крайней мере этим она доказывает, что она умная женщина и, понимая себя, не хочет собою компрометировать других". Впрочем, я должен сказать, что, несмотря на подобные обидные возгласы, были некоторые дамы, которым очень желалось познакомиться с Бешметевыми, особенно с тех пор, как все уже убедились, что новые соседи не думают знакомиться ни с кем. По преимуществу это желание овладело одной почтенною помещицей и самою ближайшею соседкой Бешметевых, Катериной Михайловной Санич. Дама эта была ...
    7. В водовороте. Часть вторая. Глава V
    Входимость: 1. Размер: 29кб.
    Часть текста: в Московском трактире рюмки три водки, он решился и вошел в магазин некоего господина Майера. Подмастерье с жидовскою физиономиею встретил его. - Могу я видеть господина хозяина? - спросил Миклаков, краснея немного в лице. - Господина хозяина?.. - переспросил его с некоторым недоуменьем подмастерье. - Да... Я желал бы с ним переговорить об одной вещи, - сказал, как-то неловко и сильно конфузясь, Миклаков. - Ваша фамилия? - спросил подмастерье опять тем же тоном недоумения. - Он меня не знает: это все равно, скажу ли я мою фамилию или нет, говорил Миклаков, окончательно сконфузясь. Подмастерье некоторое время недоумевал; он вряд ли не начинал подозревать в Миклакове мошенника, который хочет выслать его из комнаты, а сам в это время и стянет что-нибудь. - Генрих! - крикнул он, наконец, как бы придумав нечто. На этот зов из соседней комнаты выскочил молодой человек в самомоднейших узких штанах и тоже с жидовскою физиономией. - Попросите сюда Адольфа Иваныча! - сказал ему подмастерье. - А!.. Адольфа Иваныча! - крикнул юный Генрих и опять ускочил в соседнюю комнату. Через несколько времени после того показался и сам Адольф Иваныч, уже растолстевший и краснощекий жид, с довольнейшей физиономией и с...
    8. Еремин М. П.: Выдающийся реалист. Глава 6
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    Часть текста: 6 6 К концу 60-х годов, когда Писемский все яснее стал сознавать, как ошибочны были его взгляды, нашедшие свое выражение во "Взбаламученном море", он задумал написать новый роман, решив по-новому осветить в нем те же общественные вопросы, что и во "Взбаламученном море". Это были "Люди сороковых годов". Здесь также дан широкий обзор русской жизни за четверть века - от начала 40-х годов до эпохи реформы. Если во "Взбаламученном море" Писемский пытался доказать, что идейное движение 40-х годов все в совокупности было лишь мутной пеной на поверхности русской жизни, лишь одним из проявлений дворянского позерства и фанфаронства, то в "Людях сороковых годов" он, как бы в споре с самим собой, исходил из мысли, что именно в этом движении истоки перемен, происшедших в 60-е годы и оказавших при всей их ограниченности все-таки благодетельное воздействие на жизнь общества. Под влиянием этих идей даже Сергей Абреев, тесно связанный с великосветским обществом и бюрократическими верхами, внезапно обрел какие-то положительные качества. Между ним и прежними николаевскими администраторами огромная разница. Илларион Захаревский в отличие от своих родителей полон сознания...
    9. Люди сороковых годов. Часть вторая. Глава XIV. Благородные, но неисполнимые стремления
    Входимость: 1. Размер: 23кб.
    Часть текста: сейчас же была повешена довольно плотная занавеска. По утрам, когда Павел отправлялся в университет, Клеопатра Петровна, провожая его, по крайней мере раз десять поцелует; а когда он возвращался домой, она его у Большого театра, в щегольской, отороченной соболем шубке, непременно встречает. - А я нарочно вышла посмотреть, не заходили ли вы куда-нибудь и прямо ли ко мне спешите, - говорила она, грозя ему пальчиком. - Прямо к тебе, мое сокровище! - отвечал ей Павел. Вечером он садился составлять лекции или читал что-нибудь. Клеопатра Петровна помещалась против него и по целым часам не спускала с него глаз. Такого рода жизнь барина и Ивану, как кажется, нравилась; и он, с своей стороны, тоже продолжал строить куры горничной Фатеевой и в этом случае нисколько даже не стеснялся; он громко на все комнаты шутил с нею, толкал ее... Павел однажды, застав его в этих упражнениях, сказал ему: - Что это такое ты делаешь? - Что ж такое? - отвечал ему Иван грубоватым голосом и как будто бы желая тем сказать: "А сам разве лучше меня делаешь?" Видя, что Фатеева решительно ничем не занимается и все время только и есть, что смотрит на него, Павел вздумал поучить ее. - Ты, ангел мой, женщина очень умная, - начал он, - но пишешь ужасно безграмотно, и почерк у тебя чрезвычайно дурной, как-то невыписавшийся; тебе надобно поучиться писать! - Ах, я очень рада, - отвечала она, немного сконфузясь, -...
    10. Люди сороковых годов. Часть четвертая. Глава V. Новая публика слушателей
    Входимость: 1. Размер: 20кб.
    Часть текста: на это получил почти грозное послание от Мари. Она писала: "Ты с ума сошел, mon cousin, и что ты такое наконец хочешь делать с собой?.. Тебе, тебе поступать в актеры? Я это говорю не из глупого какого-нибудь барства, но ты вспомни, какого невысокого рода самое искусство это. Ты помнишь, какой тонкий критик был Еспер Иваныч, а он всегда говорил, что у нас актерам дают гораздо больше значения, чем они стоят того, и что их точно те же должны быть отношения к писателю, как исполнителя - к композитору; они ничего не должны придумывать своего, а только обязаны стараться выполнить хорошо то, что им дано автором, - а ты знаешь наших авторов, особенно при нынешнем репертуаре. Вдруг тебе придется, например, выражать душу г. Кони [99] или ум г. Каратыгина [100] ; я бы умерла, кажется, с горя, если бы увидела когда-нибудь тебя на сцене в таких пьесах. Я полагаю, что актерство даже требует некоторой степени невежества, чтобы заучивать всякую чужую дребедень. Ты вспомни твое образование, вспомни данный тебе от бога замечательный талант писателя. Писатель ты, друг мой, а не актер!.. Я думаю, ты и театр-то любишь настолько, насколько это тебе нужно для представления и описания творимых тобою...