• Приглашаем посетить наш сайт
    Культура (niv.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1861"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Григорьев А. А.: Реализм и идеализм в нашей литературе
    Входимость: 7. Размер: 53кб.
    2. Аннинский Л. А.: Сломленный. 4. Гибель Никиты Безрылова...
    Входимость: 6. Размер: 166кб.
    3. Плеханов С. Н.: Писемский. Глава VIII. Взбаламученное море
    Входимость: 5. Размер: 148кб.
    4. Писарев Д. И.: Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова (статья 1)
    Входимость: 4. Размер: 122кб.
    5. Видуэцкая И. П.: Писемский А. Ф. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 20кб.
    6. Анненков П. В.: Художник и простой человек (Из воспоминаний об А. Ф. Писемском). Примечания
    Входимость: 4. Размер: 21кб.
    7. Скабичевский А. М.: Алексей Писемский. Его жизнь и литературная деятельность. Глава V
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    8. Писарев Д. И.: Стоячая вода
    Входимость: 3. Размер: 90кб.
    9. Шулятиков В. М. Памяти Писемского
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    10. Горнфельд А.: А. Ф. Писемский
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    11. Аннинский Л. А.: Сломленный.
    Входимость: 3. Размер: 87кб.
    12. Подводный камень (роман г. Авдеева)
    Входимость: 3. Размер: 47кб.
    13. Старческий грех. Глава II
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    14. Тюфяк. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    15. Русские лгуны (автокритика). Примечания
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    16. Анненков П. В.: Художник и простой человек (Из воспоминаний об А. Ф. Писемском). Глава II
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    17. Письма Писемского. Примечания
    Входимость: 2. Размер: 13кб.
    18. Письмо Писемского Краевскому А. А. - Лето 1861 г.
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    19. В водовороте. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    20. Берков П. : Писемский А. Ф.
    Входимость: 2. Размер: 10кб.
    21. Писарев Д. И.: Писемский, Тургенев и Гончаров (статья 2)
    Входимость: 2. Размер: 114кб.
    22. Батька
    Входимость: 2. Размер: 61кб.
    23. Люди сороковых годов. Часть пятая. Глава XI. Скорби гуманного губернатора
    Входимость: 1. Размер: 14кб.
    24. Плеханов С. Н.: Писемский. Краткая библиография
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    25. Михайлов М. Л.: Горькая судьбина
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    26. Масоны. Часть четвертая. Глава III
    Входимость: 1. Размер: 28кб.
    27. Питерщик
    Входимость: 1. Размер: 70кб.
    28. Комик. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 5кб.
    29. Сергей Петрович Хозаров и Мари Ступицына (другое название "Брак по страсти"). Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 7кб.
    30. Боярщина. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 17кб.
    31. Еремин М. П.: Выдающийся реалист. Глава 5
    Входимость: 1. Размер: 24кб.
    32. Анненков П. В.: Художник и простой человек (Из воспоминаний об А. Ф. Писемском).
    Входимость: 1. Размер: 34кб.
    33. Письма Писемского
    Входимость: 1. Размер: 4кб.
    34. Сочинения Н. В. Гоголя, найденные после его смерти
    Входимость: 1. Размер: 76кб.
    35. Плеханов С. Н.: Писемский. Основные даты жизни и творчества А. Ф. Писемского
    Входимость: 1. Размер: 9кб.
    36. Старая барыня
    Входимость: 1. Размер: 72кб.
    37. Страхов Н. Н.: Несколько слов о г. Писемском по поводу его сочинений (старая орфография)
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    38. Скабичевский А. М.: Алексей Писемский. Его жизнь и литературная деятельность. Глава IV
    Входимость: 1. Размер: 45кб.
    39. Виновата ли она? Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    40. Тысяча душ. Комментарии
    Входимость: 1. Размер: 16кб.
    41. Взбаламученное море. Часть пятая. Глава 6. Ощипанная ветвь благородного дерева
    Входимость: 1. Размер: 6кб.
    42. Кони А. Ф.: А. Ф. Писемский (воспоминания)
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    43. Леший
    Входимость: 1. Размер: 94кб.
    44. В водовороте. Часть третья. Глава VII
    Входимость: 1. Размер: 25кб.
    45. Плотничья артель
    Входимость: 1. Размер: 119кб.
    46. Фанфарон
    Входимость: 1. Размер: 127кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Григорьев А. А.: Реализм и идеализм в нашей литературе
    Входимость: 7. Размер: 53кб.
    Часть текста: сущность, сила и обаяние их идеализма -- противополагаемого реализму современных нам писателей, мы не определили, да, может быть, даже полагаем, что и определять не стоит. В лиризме ли, то есть в некоторой сверхобычности (чтобы не сказать сверхъестественности) взгляда на жизнь (миросозерцания) и строя чувствований -- в способе ли изображения жизни чертами более широкими, чем подробными, и более синтетическими, чем аналитическими,-- в протесте ли, наконец, и тревожном недовольстве действительностию,-- неизвестно. Да и не все ли равно -- думаем мы! В лиризме, так в лиризме,-- в протесте, так в протесте! Дело в том, что "боги" отошли, а "божки" нам надоели своим чисто личным, иногда странным и капризным, иногда даже совершенно никому, кроме их самих, не понятным лиризмом. Нам надоели давно (и совершенно справедливо, можно прибавить) и "гордые страданья" 1 и "права проклятия" 2 поэтиков с голоса Лермонтова -- нам надоели и воспроизведения античных созерцаний и чувствований -- дошедшие, наконец, до наивного, но нисколько не забавного цинизма в стихах какого-нибудь г. Тура: мы и Майкова-то с его строгою красотою форм терпим только по старой вере и старой памяти. Нам надоели и...
    2. Аннинский Л. А.: Сломленный. 4. Гибель Никиты Безрылова...
    Входимость: 6. Размер: 166кб.
    Часть текста: после А. Дружинина. Параллельно он один из редакторов журнала "Искусство", из которого, впрочем, скоро выходит, именно потому, что с осени 1860 года становится главным редактором "Библиотеки...". Как ни относиться к этому детищу Сенковского, но "Библиотека для чтения" - толстый журнал с четвертьвековой историей, реальная сила в литературе, и вот эта сила - в руках Писемского. Он несколько необычно, несколько даже экзотично ведет себя в новой роли. Он вообще необычная фигура на петербургском фоне, и знает это. Он так и держится: прямодушный провинциал, широкая душа, независимый простак, прячущий за шуточками практическую сметку, острую наблюдательность и насмешливый трезвый ум, В свои сорок лет это плотный, видный мужчина, с большой головой и выразительной лепкой лица, в котором мемуаристы отмечают "интересную некрасивость", - эдакий "русак" с ленивыми движениями хлебосольного барина. Его костромской говор отдает почвенной, неиспорченной стариной. Его соленые шуточки рискованны даже на фоне весьма вольной, вольтерьянской...
    3. Плеханов С. Н.: Писемский. Глава VIII. Взбаламученное море
    Входимость: 5. Размер: 148кб.
    Часть текста: более активно участвовала в обсуждении общественных вопросов, в журнальной полемике. Но позиция, заявленная достаточно общо, не обещала резко выраженного направления, редактор явно надеялся держаться золотой середины. Центральная часть объявления выглядела так: "По своему способу смотреть на вещи редакция "Библиотеки для чтения" столько же далека от того, чтобы проникнуться духом порицания и крайней неудовлетворенности, сколько и от того, чтобы приходить в восторг от характера того совершающегося на наших глазах движения, в которое вовлечены все действующие силы нашей страны. Наряду с многими другими размышляющими людьми, мы имеем наклонность думать, что, за исключением отъявленных врагов рода человеческого, действиями всех остальных человеческих существ скорее управляет желание добра и правды, чем какие-нибудь другие побуждения; только различные умы, вследствие подчинения их разнообразным влияниям, утрачивают свое природное свойство понимать добро и истину одинаковым образом. В этом заключается обильный источник коллизий между человеческими волями и убеждениями. Но в этом же самом, с другой стороны, открывается и способ смотреть на неблагоприятные факты не как на злоумышленные поступки, и представляется возможность не почитать заблуждение за преднамеренную ложь. Издаваемый нами журнал никогда не будет упускать из виду эту простую истину. Живая борьба из-за живых предметов, конечно, может и даже должна вызывать на увлечение, тем не менее высказанная нами правда...
    4. Писарев Д. И.: Женские типы в романах и повестях Писемского, Тургенева и Гончарова (статья 1)
    Входимость: 4. Размер: 122кб.
    Часть текста: а до сих пор самые простые и положительно необходимые отношения не установились как следует. До сих пор мужчина и женщина мешают друг другу жить, до сих пор они взаимно, самыми разнообразными и утонченными средствами, отравляют друг другу жизнь. Разойтись они не могут, сойтись как следует не умеют и, инстинктивно стараясь сблизиться, запутываются в такие сложные, мучительные, неестественные отношения, о которых свежий человек с здоровым мозгом не может себе составить даже приблизительно-верного понятия. Мужчина гнетет женщину и клевещет на нее. Взгляните на восточные гаремы, вспомните о тех законах, но которым вдова должна была сжигаться на костре покойного мужа, вспомните те странные статьи первобытного уголовного кодекса, в силу которых нарушительница супружеской верности подвергалась смертной казни или по меньшей мере жестокому и унизительному телесному наказанию, -- вспомните все это, и вы увидите ясно, что на стороне мужчины всегда находились сила, власть и неоцененное право мучить по своему благоусмотрению подчиненную, безответную и, сравнительно с ним, слабую спутницу. Загляните потом в литературу всех народов, начиная с древнейших времен, пересчитайте, если у нас на то хватит сил и сведений, все ядовитые или просто грязные обвинения, направленные против женщины вообще, и вы увидите так же ясно, что мужчина, постоянно развращавший женщину гнетом своего крепкого кулака, в то же время постоянно обвинял ее в умственной неразвитости, в отсутствии тех или...
    5. Видуэцкая И. П.: Писемский А. Ф. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 4. Размер: 20кб.
    Часть текста: III. 1820), с. Раменье Костромской губ. -- 21. I(2. II). 1881, Москва] --прозаик, драматург. Родился в небогатой дворянской семье. С 1834 по 1840 г. учился в Костромской гимназии. П. -гимназист увлекался романтической литературой и сам пробовал писать. В 1840 г. поступил на математическое отделение Московского университета. В студенческие годы его интерес к литературе углубляется, он много читает, знакомится с творчеством западноевропейских писателей, пересматривает свое отношение к романтизму и становится жарким поклонником Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского. После окончания университета (1844) П. вернулся в родные места и в течение нескольких лет был чиновником в Костроме. Служебные поездки по Костромской губ. дали П. неоценимый материал для творчества. Выйдя в отставку, он в 1854 г. переехал в Петербург. В литературе П. дебютировал рассказом "Нина" (1848), но громкую известность ему принесла повесть "Тюфяк" (Москвитянин. -- 1850. -- Ч. V. -- No 19--20;-- Ч. VI. -- No 21). Его имя было поставлено в один ряд с именами И. С. Тургенева, И. ...
    6. Анненков П. В.: Художник и простой человек (Из воспоминаний об А. Ф. Писемском). Примечания
    Входимость: 4. Размер: 21кб.
    Часть текста: являются одной из интересных зарисовок духовного облика Писемского, его умонастроений и взглядов в пятидесятые -- шестидесятые годы, когда мемуарист особенно близко знал писателя. Вместе с тем воспоминания эти содержат и вдумчивый критический очерк творчества Писемского, краткую, но содержательную характеристику основных его произведений -- ранних повестей, романов "Тысяча душ" и "Взбаламученное море", драмы "Горькая судьбина",-- сопровождаемую любопытными размышлениями об особенностях его таланта, манере письма, об отличии памфлета от сатиры и т. д. Анненков был одним из ближайших и верных друзей Писемского на протяжении четверти века. Писатель дорожил его критическим мнением, делился с ним творческими планами, неоднократно читал ему и Дружинину свои произведения еще в рукописи. Анненков внимательно следил за творческим развитием писателя, много писал о его произведениях. и Писемский был прав, когда в одном из писем 1875 г. признавался. что все его литературные труды "прошли под наблюдением" дружеского и эстетического ока Анненкова ("А. Ф. Писемский. Материалы и исследования", изд. АН СССР, М. --Л. 1936, стр. 294). Проникновение в психологию творчества Писемского, характеристика и силы и слабости его как художника -- самая ценная сторона воспоминаний Анненкова. По его справедливому мнению, Писемский обладал замечательной "непосредственной силой творчества", но ограниченность его умственного горизонта, бедность миросозерцания и идеалов, а следовательно, и отсутствие внутренней "дисциплины" сплошь и рядом приводили к тому, что писатель оказывался "под деспотическим управлением воображения и фантазии, которые могли играть им (и играли) по своему произволу". Осмысление общественного значения публицистической и художественной деятельности Писемского -- наиболее слабая сторона воспоминаний...
    7. Скабичевский А. М.: Алексей Писемский. Его жизнь и литературная деятельность. Глава V
    Входимость: 3. Размер: 46кб.
    Часть текста: всех вообще произведениях Писемского из народного быта, каковыми являются “Плотничья артель”, “Питерщик”, “Леший” и “Батька”. Произведениями этими Писемский заплатил дань своему веку. Редкий писатель того времени обходился без рассказов и очерков, если не обширных романов, из быта крестьян, мещан или купцов. Но Писемский и в этих рассказах своих сумел остаться вполне самим собою, тем же скептиком-пессимистом, индифферентным к каким бы то ни было тенденциям, господствовавшим в его время. Он был совершенно чужд как идеализации народа, так и сентиментальных сожалений о его печальной участи, которые составляли в литературе того времени заурядное явление. Он и на освобождение крестьян смотрел скептически, утверждая, по словам Анненкова, публично в 1861 году, что “новое выработанное положение о крестьянах предстанет перед нами не в виде нравственного дела по преимуществу, а в виде фискального решения первой инстанции суда по давней имущественной тяжбе их с помещиками. Тягаться можно будет и после того, в других инстанциях”. “Писемскому казалось, – говорит далее Анненков, – что без сильных “нравственных авторитетов” народ не расстанется ни с одним из тех свойств, которые получил в период рабства и чиновничьих притеснений, а только приноровится к новым учреждениям и в их рамках разовьет еще с большей энергией дурное нравственное наследство, полученное им от прошлого. Он не придавал особенного значения и будущему развитию благосостояния освобожденных, на которое многие рассчитывали как на сильный нравственный двигатель: жизненный опыт привел его к заключению, что богатство и нажива могут быть родоначальниками еще больших пороков и безобразий, чем сама скудость, которая...
    8. Писарев Д. И.: Стоячая вода
    Входимость: 3. Размер: 90кб.
    Часть текста: Стоит раскрыть любую повесть или драму, любой роман Писемского, чтобы силою непосредственного чувства убедиться в том, что выведенные в них личности -- живые люди, выражающие собою в полной силе особенности той почвы, на которой они родились и выросли. Толковать на нескольких страницах читателю то, что совершенно очевидно, значит понапрасну тратить время и труд; на этом основании я постараюсь в моей статье заняться делом более интересным и, как мне кажется, более полезным. Вместо того чтобы говорить о Писемском, я буду говорить о тех сторонах жизни, которые представляют нам некоторые из его произведений. -- Чтобы не растеряться во множестве разнообразных явлений, я ограничусь одною повестью Писемского. Эта повесть -- "Тюфяк" -- очень проста по завязке и при этой простоте так глубоко и сильно захватывает материалы из живой действительности, что все серые и грязные стороны нашей жизни и нашего общества представляются разом воображению читателя. Эти стороны жизни стоит рассматривать и изучать. Над ними задумываются и будут постоянно задумываться люди с пытливым умом и с теплым сердцем; их не выкинешь из жизни и ...
    9. Шулятиков В. М. Памяти Писемского
    Входимость: 3. Размер: 12кб.
    Часть текста: Память о романисте, враждовавшем с прогрессивным лагерем эпохи "великих реформ", память о публицисте, посягнувшем на "святую святых" шестидесятников, пережила память о его светлых литературных подвигах. А были дни, когда имя Писемского произносилось с таким же уважением, как имена Тургенева или Гончарова, когда его талант считали первоклассным талантом, когда передовые литературные критики, не исключая автора "Очерков гоголевского периода русской литературы" [4] и теоретика "мыслящего пролетариата" [5], самым лестным образом отзывались об авторе "Тюфяка" и "Тысячи душ". Дни его литературных подвигов - дни торжества того миросозерцания, которое было усвоено реалистами сороковых и пятидесятых годов, дни, когда это миросозерцание признавалось последним словом передовой интеллигенции. Тогда Писемский в глазах общества был несомненным прогрессистом: тогда он играл видную роль в рядах писателей, работавших над ниспровержением романтического мировоззрения, тогда он развенчивал беспочвенных идеалистов, "лишних людей" и хищников-романтиков, следовавших примеру Печорина ("Тюфяк", "М-r Батманов") [6], тогда он ратовал против крепостничества, тогда он шел к "народу", изучал народный быт и народную "душу", тогда он требовал трезвого отношения к действительности со стороны писателя, стремился изгнать малейшее проявление поэтической "чувствительности" и царящей в "эмпиреях" фантазии из литературного обихода, тогда он поклялся культу "здравого смысла", тогда, вслед за другими корифеями литературы, он доказывал, что принцип разумного эгоизма не представляет из себя ничего опасного и отталкивающего ("Тысяча душ") [7], тогда он идеализировал всякого трезвого "труженика", не боясь возводить на пьедестал даже "труженика-бюрократа". Но люди сороковых-пятидесятых годов стояли...
    10. Горнфельд А.: А. Ф. Писемский
    Входимость: 3. Размер: 26кб.
    Часть текста: Род. 10 марта 1820 г. в усадьбе Раменье Чухломского у. Костромской губ. Род его — старинный дворянский, но ближайшие предки П. принадлежали к захудалой ветви; дед его был безграмотен, ходил в лаптях и сам пахал землю. Отец писателя определился солдатом в войска, шедшие завоевать Крым, дослужился на Кавказе до чина майора и, возвратясь на родину, женился на Евдокии Алексеевне Шиповой. Он был, по словам сына, "в полном смысле военный служака того времени, строгий исполнитель долга, умеренный в своих привычках до пуризма, человек неподкупной честности в смысле денежном и, вместе с тем, сурово строгий к подчиненным; крепостные люди его трепетали, но только дураки и лентяи, а умных и дельных он даже баловал иногда". Мать П. "была совершенно иных свойств: нервная, мечтательная, тонко-умная и, при всей недостаточности воспитания, прекрасно говорившая и весьма любившая общительность"; в ней было "много душевной красоты, которая с годами все больше и больше выступает". Двоюродными братьями ее были известный масон Ю. Н. Бартенев (полковник Марфин в "Масонах") и В. Н. Бартенев, образованный флотский офицер, оказавший важное влияние на П. и изображенный в "Людях сороковых годов" в лице симпатичного Эспера Ивановича. Детство П. прошло в Ветлуге, где...