• Приглашаем посетить наш сайт
    Экранизации (video.lit-info.ru)
  • Поиск по творчеству и критике
    Cлово "1873"


    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
    0-9 A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
    Поиск  
    1. Ваал. Примечания
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    2. Мещане. Комментарии
    Входимость: 5. Размер: 24кб.
    3. Хищники. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    4. Письмо Писемского Никитенко А. В. - 16 марта 1873 г.
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    5. Плеханов С. Н.: Писемский. Глава IX. Ваал
    Входимость: 3. Размер: 69кб.
    6. Видуэцкая И. П.: Писемский А. Ф. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    7. Письмо Писемского Полонскому Я. П. - 14 апреля 1873 г.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    8. Горнфельд А.: А. Ф. Писемский
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    9. Подкопы.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    10. Скабичевский А. М.: Алексей Писемский. Его жизнь и литературная деятельность. Глава VI
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    11. Плеханов С. Н.: Писемский. Основные даты жизни и творчества А. Ф. Писемского
    Входимость: 2. Размер: 9кб.
    12. В водовороте. Комментарии
    Входимость: 2. Размер: 14кб.
    13. Письма Писемского
    Входимость: 2. Размер: 4кб.
    14. Подкопы. Действие третье
    Входимость: 1. Размер: 38кб.
    15. Масоны. Часть вторая. Глава V
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    16. Люди сороковых годов. Часть вторая. Глава IV. Номера мадам Гартунг
    Входимость: 1. Размер: 18кб.
    17. Анненков П. В.: Художник и простой человек (Из воспоминаний об А. Ф. Писемском). Примечания
    Входимость: 1. Размер: 21кб.
    18. Подкопы. Действие второе
    Входимость: 1. Размер: 32кб.
    19. Люди сороковых годов. Часть четвертая. Глава I. Письмо Вихрова к Мари
    Входимость: 1. Размер: 19кб.
    20. Письма Писемского. Примечания
    Входимость: 1. Размер: 13кб.

    Примерный текст на первых найденных страницах

    1. Ваал. Примечания
    Входимость: 5. Размер: 5кб.
    Часть текста: современного общества: все ныне поклоняются Ваалу, - этому богу денег и материальных преуспеяний, и который, как некогда греческая Судьба, тяготеет над миром и все заранее предрекает!.. Под гнетом его люди совершают мерзости и великие дела, страдают и торжествуют" [А. Ф. Писемский. Письма, М. -Л., 1936, стр. 252]. Никитенко дал пространный и весьма благоприятный отзыв о "Ваале", отметив прежде всего важность и злободневность его темы, типичность выведенных характеров, "... со стороны характеров, - писал он, - пьеса г. Писемского отличается замечательным достоинством. Все они верны текущей действительности, которую автор имел в виду... Притом лица, выведенные автором на сцену, не олицетворения каких-нибудь понятий, а живые действующие лица... Архитектоническая сторона пьесы представляет стройное, хорошо сложенное целое. Нет растянутости, столь обыкновенной во многих из наших литературных произведений, ничего, что не относилось бы к основной идее" [А. Ф. Писемский. Письма, М. -Л., 1936, стр. 702]. Однако академическая комиссия не признала пьесу достойной премии. Первое представление "Ваала" состоялось 12 октября 1873 года на сцене Петербургского Александринского театра в бенефис Н. Ф. Сазонова. Спектакль этот вызвал многочисленные и крайне противоречивые отзывы печати. Большинство даже тех рецензентов, которые были явными апологетами буржуазии и никогда не сочувствовали передовой молодежи, обвиняли...
    2. Мещане. Комментарии
    Входимость: 5. Размер: 24кб.
    Часть текста: роман был напечатан в журнале "Пчела" за 1877 год (NoNo 18-49). В отдельное издание "Мещан", вышедшее в 1878 году (СПб, изд. М. Микешина), писатель внес лишь мелкие стилистические изменения. В настоящем собрании сочинений роман печатается по изданию 1878 года с исправлениями опечаток по журнальной публикации. Работа А. Ф. Писемского над "Мещанами", шедшая с большими перерывами, растянулась на несколько лет. Роман был задуман не позднее 1873 года, и тогда же, видимо, был написан ряд глав его первой части. В письме к Ф. Бергу от 6 января 1877 года писатель указывал, что первая часть "Мещан" написана "года три тому назад" 1 . А. Г. Достоевская в своих "Воспоминаниях" отмечает, что у В. Кашпирева, издателя журнала "Заря", "в 1873 году состоялся в присутствии многих литераторов интересный вечер, на котором известный писатель А. Ф. Писемский читал свой не напечатанный еще роман "Мещане" 2 . Но вскоре "Мещане" были надолго оставлены (В. Авсеенко в статье "Памяти А. Ф. Писемского" - "Московские ведомости" от 26 февраля 1881 года - писал: "Роман "Мещане", задуманный давно, завалялся на первых главах"). Писатель возвращается к своему произведению лишь в начале 1875 года. 11 марта этого года он сообщает сыну Павлу, что им дописана первая часть романа 3 . 4 марта 1875 года Писемский читает отрывки из романа своим московским друзьям, а в апреле - мае 1875 года в Париже - И. С. Тургеневу. Затем следует опять длительный перерыв в работе. В письме к Н. Зуеву от 31 октября 1876 года писатель сообщал: "Начат...
    3. Хищники. Примечания
    Входимость: 3. Размер: 17кб.
    Часть текста: Пьеса произвела сильное впечатление на присутствовавшего среди приглашенных А. В. Никитенко, в дневнике которого 5 октября появилась следующая запись: "Комедия эта лучшее произведение его. Не знаю только, как он сладит с цензурою. Он хочет напечатать ее в "Гражданине" князя Мещерского. Писемский превосходно читает, и мне кажется, что кто слышал его комедию из его уст, тому не следует идти в театр на ее представление: она, наверное, будет сыграна там гораздо хуже, чем в чтении автора"[ А. В. Никитенко. Дневник, т. III, M., 1956, стр. 254. ]. Судьба рукописи крайне тревожила автора. Комедия была включена под заглавием "Подкопы" в издававшийся В. П. Мещерским "Сборник Гражданина" (книга вторая), но не вышла в свет по обстоятельствам, не зависевшим от редакции сборника. "Пьесу мою прихлопнула цензура: ее вырезали из сборника Мещерского. На меня это страшно подействовало!.." [А. Ф. Писемский. Письма, М. -Л., 1936, стр. 250.] - уведомил Писемский Лескова. Он обращался к Краевскому, Никитенко, Гончарову с просьбой выяснить причины цензурного запрета. И. А. Гончаров в письме от 4 декабря 1872 года сообщил Писемскому: "Я спрашивал о причине задержки и получил в ответ, что единственная причина - это щекотливость высшей администрации, которую Вы затронули в живой картине интриг и взаимного подшибательства" [ А. Ф. Писемский. Письма, М. -Л., 1936, стр. 698.]. Интересные подробности записал 6 декабря А. В....
    4. Письмо Писемского Никитенко А. В. - 16 марта 1873 г.
    Входимость: 3. Размер: 3кб.
    Часть текста: Письмо Писемского Никитенко А. В. - 16 марта 1873 г. А. В. НИКИТЕНКО [16 марта 1873 г., Москва]. Милостивый государь, Александр Васильевич! Комедия моя "Подкопы", в судьбе которой Вы столь обязательно для меня принимали такое живое участие, появилась, наконец, в печати и вместе с этим письмом отправлена мною в Петербург, в Академию наук, на имя Константина Степановича Веселовского; предоставляю ее на ваш милостивый и праведный суд! Цензурных изменений, хоть сколько-нибудь существенных, пьеса не потерпела нисколько; я всего только и сделал, что в перечне действующих лиц уничтожил титулы; в самом же тексте не произошло никаких перемен, за исключением тех немногих, которые я сам сделал чисто уже в видах художественного улучшения. В надежде на ваше доброе расположение ко мне я вместе с сим решаюсь повергнуть вашему вниманию еще другое обстоятельство, до меня касающееся: кроме "Подкопов", я написал еще новую пьесу, "Ваал". Из самого заглавия вы уже, конечно, усматриваете, что в пьесе этой затронут вряд ли не главнейший мотив в жизни современного общества: все ныне поклоняется Ваалу - этому богу денег и материальных преуспеяний и который, как некогда греческая Судьба, тяготеет над миром и все заранее предрекает!.. Под гнетом его люди совершают мерзости и великие дела, страдают и торжествуют. Пьеса эта будет напечатана в нынешнем году в "Русском Вестнике"; но могу ли я ее тоже представить в Академию на Уваровскую премию в нынешнем году вместе с "Подкопами" и может ли быть назначаема премия за две пьесы одного и того же автора в один год, этого я решительно не знаю и недоумеваю; а потому убедительнейше просил бы вас уведомить меня, как говорит об этом Устав об Уваровской премии, а также и о том, как Вы лично полагаете, что лучше для меня: в нынешнем ли году представить мне "Ваала" в Академию или отложить это до будущего года? Вашим обязательным ответом Вы бесконечно одолжите меня и заставите навсегда быть благодарным Вам. Искренно и глубоко уважающий Вас Писемский. 1873 года. Марта 16. Адрес мой: в Москве, на Поварской, в Борисоглебском переулке, в своем доме.
    5. Плеханов С. Н.: Писемский. Глава IX. Ваал
    Входимость: 3. Размер: 69кб.
    Часть текста: лет. Название этого нового произведения - "Хищники" - говорит само за себя. Сюжетная основа комедии - взаимные интриги высокопоставленных чинов петербургского министерства. Уже в процессе работы Алексей Феофилактович испытывал опасения насчет будущей судьбы пьесы и все же не старался сгладить углы, шел напролом. И когда начались читки в кругу близких знакомых, первый и всех озадачивший вопрос был: а пройдет? Что же касается достоинств сочинения, то слушатели согласно провозглашали его лучшим творением писателя. Фабула, веденная твердой рукой мастера, действительно захватывала, а психологическая выразительность персонажей позволяла увидеть каждого из них даже в чтении, до сцепы. Впрочем, много зависело от того, кто читает. А. В. Никитенко записал в дневнике: "Писемский превосходно читает, и мне кажется, что кто слышал его комедию из его уст, тому не следует идти в театр на ее представление: она, наверное, будет сыграна там гораздо хуже, чем в чтении автора". Одним из первых слушателей "Хищников" был Лесков, гостивший у...
    6. Видуэцкая И. П.: Писемский А. Ф. Биобиблиографическая справка
    Входимость: 2. Размер: 20кб.
    Часть текста: В студенческие годы его интерес к литературе углубляется, он много читает, знакомится с творчеством западноевропейских писателей, пересматривает свое отношение к романтизму и становится жарким поклонником Н. В. Гоголя и В. Г. Белинского. После окончания университета (1844) П. вернулся в родные места и в течение нескольких лет был чиновником в Костроме. Служебные поездки по Костромской губ. дали П. неоценимый материал для творчества. Выйдя в отставку, он в 1854 г. переехал в Петербург. В литературе П. дебютировал рассказом "Нина" (1848), но громкую известность ему принесла повесть "Тюфяк" (Москвитянин. -- 1850. -- Ч. V. -- No 19--20;-- Ч. VI. -- No 21). Его имя было поставлено в один ряд с именами И. С. Тургенева, И. А. Гончарова и А. Н. Островского. П. вошел в литературу в период господства в ней "натуральной школы". И хотя до 1853 г. он был близок к "молодой редакции" "Москвитянина" (А. Н. Островский, А. А. Григорьев, Б. Н. Алмазов, Е. Н. Эдельсон, Т. И. Филиппов) и не входил в содружество писателей, объединявшихся вокруг "Отечественных записок", его творческие установки оказались созвучны принципам "натуральной школы". Сюжеты своих первых произведений -- романов "Боярщина" (первоначальное название "Виновата ли она?", завершен в 1846 г., напечатан в...
    7. Письмо Писемского Полонскому Я. П. - 14 апреля 1873 г.
    Входимость: 2. Размер: 1кб.
    Часть текста: Письмо Писемского Полонскому Я. П. - 14 апреля 1873 г. Я. П. ПОЛОНСКОМУ [14 апреля 1873 г., Москва]. Любезнейший друг, Яков Петрович! Посылаю тебе экземплярчик моей новой пьесы "Ваал", на днях вышедшей в "Р. Вестнике". Очень желаю, чтобы она тебе понравилась. Что твои "Собаки"?{586} Кончил ли ты их, где и когда будешь печатать? "Гражданин", говорят, кончается? Какое неловкое положение при этом бедного Достоевского, хоть бы он приискал какого-нибудь другого издателя. Поздравляю тебя и супругу твою с праздником и, душевно желая, чтобы всем домочадцам твоим было хорошо, остаюсь душевно преданный Писемский. IV 18--73. 14
    8. Горнфельд А.: А. Ф. Писемский
    Входимость: 2. Размер: 26кб.
    Часть текста: и, вместе с тем, сурово строгий к подчиненным; крепостные люди его трепетали, но только дураки и лентяи, а умных и дельных он даже баловал иногда". Мать П. "была совершенно иных свойств: нервная, мечтательная, тонко-умная и, при всей недостаточности воспитания, прекрасно говорившая и весьма любившая общительность"; в ней было "много душевной красоты, которая с годами все больше и больше выступает". Двоюродными братьями ее были известный масон Ю. Н. Бартенев (полковник Марфин в "Масонах") и В. Н. Бартенев, образованный флотский офицер, оказавший важное влияние на П. и изображенный в "Людях сороковых годов" в лице симпатичного Эспера Ивановича. Детство П. прошло в Ветлуге, где отец его был городничим. Ребенок, унаследовавший от матери ее нервозность, рос свободно и независимо. "Учиться меня особенно не нудили, да я и сам не очень любил учиться; но зато читать и читать, особенно романы, я любил до страсти: до четырнадцатилетнего возраста я уже прочел — в переводе, разумеется — большую часть романов Вальтер Скотта, "Дон-Кихота", "Фоблаза", "Жиль-Блаза", "Хромого...
    9. Подкопы.
    Входимость: 2. Размер: 36кб.
    Часть текста: (жена его) , высокая, худая, белокурая немка. Она, тоже съ недовольнымъ лицомъ, вяжетъ какое-то вязанье. Вильгельмина Федоровна. Я сегодня въ газетахъ прочла, что на место Янсона назначенъ Андашевскiй. Владимiръ Иванычъ (не поднимая глазъ отъ бумагъ и мрачнымъ голосомъ) . Да!.. Съ неделю ужъ какъ решено это назначенiе. Вильгельмина Федоровна. Отчего жъ ты мне не сказалъ объ этомъ? Владимiръ Иванычъ. Забывалъ все какъ-то. Вильгельмина Федоровна. А на какомъ основанiи тебя тутъ обошли? Владимiръ Иванычъ (какъ бы удивленный этимъ вопросомъ) . Что же я тутъ такое? Вильгельмина Федоровна А то, что ты гораздо старше Андашевскаго по службе. Владимiръ Иванычъ Это нынче ничего не значитъ. Вильгельмина Федоровна. Наконецъ, ты, я думаю, лучше его знаешь дело…. Опытней его и полагаю даже, что умнее! Владимiръ Иванычъ. Ты такъ полагаешь; а другiе, видно, полагаютъ иначе! Вильгельмина Федоровна. Что-жъ, ты и останешься на своемъ месте? Владимiръ Иванычъ. Куда-жъ мне деватъся! Вильгельмина Федоровна. Очень просто: проси у графа какой нибудь высшей себе должности!… Скажи ему, что ты униженъ и оскорбленъ назначенiемъ Андашевскаго тебе въ начальники, – это самолюбiе благородное, а не глупое!.. Графъ долженъ это понять. Владимiръ Иванычъ. Какъ же, пойметъ!.. очень нужно ему до моего самолюбiя. Вильгельмина Федоровна. И ты, поэтому, съ докладомъ будешь ходить къ Андашевскому? Владимiръ Иванычъ (покрасневъ въ лице отъ ...
    10. Скабичевский А. М.: Алексей Писемский. Его жизнь и литературная деятельность. Глава VI
    Входимость: 2. Размер: 32кб.
    Часть текста: был так обеспечен, как никогда прежде, и достиг, по-видимому, того, чего добивался всю жизнь. Литературный труд его теперь оплачивался очень дорого, по 250 рублей за лист, вследствие чего за свои романы он получал довольно крупные куши, тысяч в двенадцать, в десять. За комедию “Финансовый гений” “Газета Гатцука” заплатила ему тысячу рублей. При таких условиях, будучи природным скопидомом, Писемский настолько со временем округлил свое состояние, что смог оставить редакторские обязанности в “Русском вестнике”, а в 1873 году и службу. В конце шестидесятых годов в Москве, в Борисоглебском переулке на Поварской, Писемский купил небольшой клочок земли, под собственным наблюдением обстроил его чистыми наемными помещениями и, замечательно использовав пространство своих владений, построил для себя на дворе особый флигель с садиком, отделав его для спокойной трудовой жизни очень тщательно. Казалось, ничто не препятствовало Писемскому спокойно, мирно и счастливо доживать в своей семье последние годы своего существования. Тем не менее, этот последний период был самым мрачным во всей его жизни, и под личиной внешнего благосостояния таилось много горя и душевных страданий. Начать с того, что в литературной деятельности Писемского после “Взбаламученного моря” и “Лгунов” (напечатанных в “Отечественных записках” в 1864 году), последовал резкий перелом, и, достигнув в вышеозначенных произведениях предельного развития своего творчества, Писемский с поразительной быстротой покатился вниз. По крайней мере все последующие произведения, появившиеся позже 1864 года, целою пропастью отделяются от предыдущих; в них и следа нет прежнего Писемского, и все они обнаруживают такой значительный упадок таланта, подобного которому вы не найдете в русской литературе. Таковы были, во-первых, напечатанные во “Всемирном труде” М. А. Хана в ...